Трудности в обучении ребенка: где получить бесплатную помощь? |
Трудности в обучении ребенка: где получить бесплатную помощь?
Для каждого родителя собственный ребенок - самый талантливый, смышленый, находчивый и т.п. Однако, важно сосредотачиваться не только на достижениях своего чада, но и уметь замечать возникающие трудности в обучении ребенка, чтобы своевременно оказать ему помощь.
Многие дети сталкиваются с проблемами, связанными с овладением различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и анализом информации.
В этом случае родители имеют право получить квалифицированную бесплатную помощь специалистов.
Вариант помощи 1: «Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации»
- Статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ говорит о том, что на основании письменного заявления или согласия родителя, детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, оказывается бесплатная психолого-педагогическая помощь. Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог в образовательной организации проводят диагностику и согласно полученным результатам с использованием педагогических методов и приемов, а также коррекционно-развивающих занятий помогут скорректировать те или иные нарушения в развитии ребенка.
- В каждой образовательной организации создан и функционирует психолого-педагогический консилиум (далее - ППк), куда любой родитель может обратиться за помощью. Задачи ППк - выявление трудностей у ребенка в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, адаптации и поведении, а также организация психолого-педагогического сопровождения. На основании письменного запроса родителей специалистами ППк осуществляется комплексное обследование обучающегося. Согласно полученным данным разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по организации психолого-педагогического сопровождения. Педагогом-психологом, учителем-логопедом и учителем-дефектологом (при необходимости) ведутся коррекционно-развивающие занятия. Специалистами ППк осуществляется наблюдение и контроль за освоением образовательной программы.
Вариант помощи 2: «Обследование ребенка специалистами психолого-медико-педагогической комиссии»
При отрицательной динамике обучения и коррекционно-развивающих занятий родителям (законным представителям) рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ПМПК).
Цель деятельности ПМПК - своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Выявлением особенностей в развитии ребенка занимаются руководитель ПМПК, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, невролог/ психиатр детский.
По завершении обследования, в случае необходимости создания специальных условий получения образования, родителям (законным представителям) выдается заключение. При предъявлении заключения в образовательную организацию, специальные условия обучения, рекомендованные в заключении ПМПК, реализуются в обязательном порядке (статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Если ПМПК рекомендует обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе, ребенку автоматически присваивается статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Получая заключение ПМПК и предъявляя его в образовательную организацию, ребенок с ОВЗ имеет право на:
- бесплатные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом и другими специалистами в условиях образовательной организации;
- особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) или в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9 и 11 классах;
- бесплатное двухразовое питание в школе.
Если заключение ПМПК не предоставляется родителем (законным представителем) в образовательную организацию в течение календарного года со дня его выдачи, то оно считается недействительным.
Вариант помощи 3: «Получение квалифицированной помощи в БУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Родители, обращаясь в наш Центр имеют возможность получить адресную психолого-педагогическую, консультативную и методическую помощь квалифицированных специалистов. Педагог-психолог и учитель-дефектолог Центра проводят бесплатные занятия со всеми детьми, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Учитель-логопед осуществляет бесплатные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, имеющими статус ОВЗ и/или ребенок-инвалид, с остальными детьми возможна работа на платной основе.
Уважаемые родители! Детям необходима наша поддержка независимо от того, когда начались трудности. Избегайте чрезмерной критики в адрес ребенка, хвалите за любые успехи, учитывайте его особенности (медленный темп деятельности, быструю утомляемость и т.п), никогда не сравнивайте с другими детьми. Поддерживайте связь с учителем. Обращаясь за консультацией к специалистам, внимательно относитесь к их рекомендациям.
Информацию подготовила Елена Владимировна Рябова, руководитель ЦПМПК, педагог-психолог