Как проходит процедура обследования на ЦПМПК?

Обследование осуществляется специалистами одновременно в присутствии родителей (законных представителей).
         Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
         В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень предоставленных документов, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особое мнение специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

 Какие адаптированные основные (обще)образовательные программы (АООП) реализуют образовательные организации?

Образовательные организации реализуют следующие адаптированные основные общеобразовательные программам (АООП):
- АООП для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей.
- АООП для слепых, слабовидящих детей.
- АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.
- АООП для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- АООП для детей с задержкой психического развития.
- АООП для детей с умственной отсталостью.
- АООП для детей с расстройствами аутистического спектра.
- АООП для детей со сложными дефектами.

         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

 Может ли ЦПМПК обследовать гражданина, достигшего 18 лет?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

         Кроме того, статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право на образование каждого.

         Вместе с тем в настоящее время ведется работа по внесению изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее – приказ), в том числе и в части возраста обследуемых. А именно, планируется не указывать возраст обследуемых на психолого-медико-педагогической комиссии.

         В настоящее время п.10 раздела II данного приказа гласит «проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет...».

 Кто является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Если ребенку не рекомендовано обучение по адаптированной программе, но он нуждается в занятиях, например, с логопедом или психологом, является ли он ребенком с ОВЗ?

Согласно Закону об образовании РФ ПМПК определяет специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ.

         Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

         Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В случае, если обследуемый нуждается в каких-либо занятиях с логопедом, психологом, дефектологом, то на них распространяется действие статьи 42 Закона об образовании в РФ и такое лицо обучающимся с ОВЗ не является.

  Кто имеет статус «инвалид»?

Инвалид — это «лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
         Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы».

         Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Может ли ЦПМПК рекомендовать обучение на дому?

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статьей 79 Закона определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Согласно действующему законодательству ЦПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.

 Можно ли рекомендовать прохождение ГИА в форме ГВЭ, если ребенок обучался по общеобразовательной программе?

Приказом Минобрнауки России от 7 ноября 2018 г. № 189/1513 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок).

         Согласно подпункту «б» пункта 6 государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее- ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования.

         Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Вместе с тем согласно пункту 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 заключение комиссии действительно для представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, иные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

         Учитывая вышеизложенное, поясняем. Если ребенок обучался по общеобразовательной программе, в течение всего срока обучения не нуждался в создании специальных условий для получения образования, аттестован положительно по основной общеобразовательной программе, то в создании специальных условий при прохождении ГИА он не нуждается, ГИА проходит на общих основаниях.

 Что включают в себя специальные образовательные условия?

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

         Кроме того, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации
«Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» от 5 мая 2008 г. № 216-н, зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 22 мая 2008 г. под № 11731 в числе должностей работников образования официально закреплена должность «тьютор».

         Согласно приказу Миздравсоцразвития Российской Федерации
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г. № 761н, зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 6 октября 2010 г. № 18638 внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» определены трудовые функции должности «тьютор» и их характеристики.

         Учитывая вышеизложенное, поясняем. Специалисты ПМПК вправе рекомендовать кроме специальных условий получения образования, обозначенных в статье 79 Закона об образовании, сопровождение тьютором.

 Может ли ЦПМПК оставить ребёнка на второй год?

Согласно приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Таким образом рекомендовать повторное обучение ЦПМПК не вправе.

 Как записаться на ЦПМПК г. Горно-Алтайска?

Записать на ЦПМПК осуществляется предварительно родителями (законными представителями):

  1. По адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 113
  2. По телефону (38822) 6-46-64
  3. Через систему электронной записи на сайте ЦПМПК http://ppms-ra.ru/index.php/cpmpk/elektronnaya-zapis-na-tspmpk

 Что такое характеристика и где ее взять?
Характеристика – это документ, содержащий сведения о ребенке и особенностях усвоения им образовательной программы. Характеристику можно получить в образовательной организации, которую ребенок посещает.        Образец характеристики можно скачать на сайте ЦПМПК г. Горно-Алтайска  http://www.ppms-ra.ru/index.php/cpmpk/docs-pmpk1

 В каком случае требуется повторное прохождение ЦПМПК?

Повторное прохождение комиссии необходимо с целью подтверждения ранее выданного заключения ПМПК при переходе с одного уровня образования на следующий:

  • при переходе с дошкольного уровня образования на уровень начального общего образования;
  • при переходе с уровня начального общего образования  на уровень основного общего образования;
  • с основного общего уровня на средний общий уровень образования,

а также с целью уточнения/изменения ранее выданных рекомендаций, в случае необходимости изменения образовательной программы (требуется направление образовательной организации) при устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам. (ст. 58, 273-ФЗ)

 Кому в образовательной организации необходимо предоставить заключение ЦПМПК?
Оригинал заключения ЦПМПК и заявление о создании специальных условий обучения обучающемуся предоставляется руководителю образовательной организации.

 В течение какого периода времени заключение ЦПМПК действительно для предоставления в образовательную организацию? 

Заключение комиссии действительно для представления в образовательные организации в течение календарного года с даты его подписания.

         Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

Кому необходимы специальные условия обучения?

         Специальные условия обучения необходимы детям:

  • глухим, слабослышащим, позднооглохшим;
  • слепым, слабовидящим;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с умственной отсталостью;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами.

Ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №297-ФЗ от 29.12.2012.

   
© БУ РА "Центр ППМС" , 2019г.